Психотерапия

Один из наиболее популярных вопросов, задаваемых психотерапевтам и в интернете, лично или на разнообразных тренингах – это вопрос взаимоотношений психотерапевта и его клиента. Где грань между профессиональной деятельностью и личным общением?

Понятие психотерапии

Понятие психотерапии

Само по себе явление психотерапии подразумевает общение. Общение между человеком, который нуждается в помощи, с одной стороны, и специалистом, который эту помощь оказывает, – с другой.

Поэтому для психотерапевта крайне важно умение абстрагироваться от работы, умение непредвзято относиться ко всему, что ему рассказывает клиент и умение избегать личного отношения к проблемам клиента. Все это позволяет выстроить по-настоящему доверительные и продуктивные отношения.

Отношения между людьми

Отношения между людьми

Что такое личные отношения между людьми? Прежде всего, это значит, что оба человека имеют какое-то сложившееся мнение друг о друге, испытывают друг к другу какие-то чувства (причем как положительные, так отрицательные), их взаимодействие несет обоим какой-то эмоциональный заряд. В личных отношениях психотерапия невозможна по определению; любая попытка провести психотерапевтический сеанс неизбежно превратится в обычную беседу, где участники так вовлечены в обсуждение, что не могут взглянуть на него со стороны, не могут абстрагироваться.

А между тем именно умение разделять работу и близкие отношения – самый четкий признак профессионализма психотерапевта. Ведь клиент приходит к нему с уверенностью, что можно быть абсолютно откровенным и не испытывать за это неловкость впоследствии. Оплачивая услуги психотерапевта, клиент не сомневается в том, что его выслушают и помогут лучше понять самого себя. Разумеется, это возможно, только если специалист отстранен от клиента и трезво смотрит на ситуацию, а клиент ему доверяет по-настоящему и не умалчивает о каких-то нюансах своей проблемы.

Такая модель общения между психотерапевтом и клиентом – диалоговая модель – обладает многими преимуществами в первую очередь для клиента. Он может не беспокоиться о том, что кто-то еще узнает о его проблемах, а также быть уверенным в том, что, поскольку для психолога — это работа, решение непременно будет найдено в процессе обсуждения.

Такая совместная работа несет выгоду обоим: для клиента – преодоление проблем, для психолога – моральную удовлетворенность и, конечно же, материальное вознаграждение.

Естественно, благодарный за помощь клиент может не ограничиться оговоренной платой, а попытаться принести подарки или пригласить терапевта куда-нибудь на ужин, но если работа еще не закончена, благоразумнее будет от этого отказаться, потому что это может нарушить сложившуюся рабочую атмосферу.

Разумеется, психологи – не роботы, у которых чувства полностью отключаются. У них есть и свои переживания, и сочувствие к клиентам. Поэтому перерастание рабочих отношений в личные вполне возможны, главное – вовремя это заметить и отказаться от рабочих отношений в пользу более близких. Это наиболее правильный вариант решения такой проблемы, ведь и врачи других направлений избегают того, чтобы лечить своих близких. Почему же душа не заслуживает такого же бережного отношения?

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: